Чаевые - сколько? когда? и как? “давать или не давать?”…
“Родиной” чаевых считается Великобритания, где в начале 18 века устраивались приемы в садах с чаем и чтобы поторопить официантов, английские дамы и господа давали им монетку “to insure prompt service” - “ для быстрого обслуживания”. В дальнейшем эта фраза на английском языке сократилась до аббревиатуры “tip или tips”, которая используется теперь, практически, повсеместно. В русском языке этот термин закрепился как “чаевые”, прижился и был перенесён в качестве дополнительных оплат в благодарность за все виды услуг.
С понятием «чаевые» сталкиваются практически все в своих поездках, и каждый по-своему решает: “давать или не давать”. Если выбран первый вариант - “давать”, скорее всего, возникнут дополнительные вопросы - сколько? когда? и как? Если выбран второй, то вопрос только один - всегда ли это правильно?…
В большинстве стран чаевые – это вознаграждение, которое добровольно вручается посетителем обслуживающему персоналу, работникам сферы услуг и т.д. Это признак хорошего тона, знак вежливости и благодарность за качественную работу.
Для обслуживающего персонала, очень часто, чаевые - это не только оценка качества их работы или дополнительная прибавка к бюджету, но и значительная часть заработка. Сотрудники заведений могут официально получать совсем небольшой оклад, или не иметь его вовсе и чаевые являются своеобразной компенсацией. Получается, что работодатель сознательно занижает базовую ставку работника, зная, что тот компенсирует это за счет полученных чаевых: мол, старайся, обслуживай клиента лучше, и будут тебе вознаграждения. Несмотря на это, если вы решили отблагодарить обслуживающего вас работника, то важно не попасть в моральную ловушку: вы не обязаны просто так давать деньги человеку за то, что он делает свою работу. Другое дело если он сделал её ХОРОШО, почему бы и не поблагодарить. Для вас мелочь, ему приятно – всё довольны.
Ни в одной стране нет официальных законов, которые обязывают клиента давать «на чай», а есть только рекомендации от различных ассоциаций, сообществ и прочих профильных организаций.
Размеры же благодарности, чаще всего, определяют следующие факторы:
- традиции и менталитет жителей той или иной страны, так как изначально чаевые дают представители местного населения, пользующиеся услугами сферы обслуживания, и именно они задают планку;
- качество обслуживания - долго/быстро, хорош/плохо, внимательно или не очень;
- статус заведения - обычное кафе, элитный ресторан и т.д.;
- мнение посетителя и его личные качества: в настроении он или нет, скупой или щедрый, в принципе, привык или нет давать чаевые;
- размер чека: утренний кофе с круассаном и газетой в кафе и праздничный ужин в дорогом ресторане предусматривают разный размер чаевых;
- количество обслуживаемых гостей: как правило, на группу от 8-10 человек и выше уже действует дополнительная наценка за обслуживание.
В нашей стране за стандартное обслуживание принято оставлять в кафе и ресторанах, примерно, 10% от счёта. Это не значит, что официант расстроится, если вы оставите ему 15- 20% от суммы чека, можете так и сделать, если работа этого заслуживает, это всё на ваше усмотрение. 10% - очень удобная для подсчёта сумма: не нужно ни калькуляторов, ни листа бумаги, ни ручки. Возьмите число из чека без символов после запятой и уберите из него последнюю цифру. Если получилась «неровная цифра», то просто округлите ее в ту или иную сторону.
Оставляя привычные для нас 10% в любой европейской стране, вы, практически, не выйдете за рамки приличия, принятые местным населением при расчетах с обслуживающим персоналом. Это будет «золотая середина», так как ставка чаевых в Европе колеблется от 5 до 15% , в зависимости от страны.
Для примера, в ресторанах Соединенного Королевства приняты чаевые 10-15%, за исключением тех мест, где стоимость обслуживания указана заранее.
Во Франции, особенно в Париже, чаевые чуть выше. Дополнительные 15% за обслуживание, как правило, будут уже включены в счет в ресторане, однако хорошим тоном считается оставить еще пару евро на тарелочке с чеком.
В Германии, Австрии, Италии, Испании, Португалии принято оставлять на чай 5-10% от суммы чека, в зависимости от того, насколько вам понравился сервис.
В ресторанах Италии предусмотрена coperto — комиссия за посадочное место, а также servizio — комиссия за обслуживание. Информация об этом должна прописываться на каждой странице меню. В итоге ваш счёт будет больше на несколько евро, чаевые можно не оставлять. Если этой информации нет, то указанные выше 5-10% будут достойным вознаграждением за обслуживание.
В Греции приняты, привычные, 10%. В особо дорогих ресторанах можно оставить до 15%. Аналогичные правила действуют в Чехии, Словении и Хорватии.
В Нидерландах и Швейцарии приняты весьма скромные чаевые. В кафе и ресторанах здесь можно оставить не более 5% от общей суммы счета. Швейцарцы, которые умеют считать деньги, нормально отнесутся к тому, что вы вовсе не оставите чаевых в гостинице, а в ресторане лишь округлите сумму до целого значения. Также и в Голландии: вы можете вовсе не давать чаевых в кафе и ресторанах, но если вам очень понравилось обслуживание, в качестве комплимента заведению вы можете оставить до 5%.
В странах Скандинавского полуострова: Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии чаевые в ресторанах обычно включаются в сумму счета, поэтому дополнительного вознаграждения от вас никто не ждет. Если вы прямо-таки восхищены обслуживанием и кухней, можете оставить до 3-5% от счета в кафе и до 5-10% – в ресторане. Большая сумма будет сочтена расточительностью.
Культура чаевых на Востоке заметно отличается от принятой на Западе. Особенности менталитета и большой поток туристов в некоторых странах, сказываются на размерах вознаграждения.
Неочевидна ситуация с чаевыми в Японии. Общепринятое мнение таково: чаевых в этой стране не оставляют. Если, уходя, оставить монеты на столике кафе, велика вероятность, что официант бросится за вами, чтобы вернуть «забытое». Но в последнее время в мире многое меняется…
Китай – аналогичная ситуация, с той лишь разницей, что чаевые допустимы в китайских отелях и ресторанах, которые предназначены, исключительно, для иностранцев.
В Египте и Тунисе чаевые обычно включены в счет, но все будут «За» если вы добавите сверху 5-10%. В этих странах уважают «бакшиш».
В Таиланде чаевым от вас будут рады все, и это может быть абсолютно любая сумма, хотя явно выпрашивать их никто не станет. Похожая ситуация во Вьетнаме и Камбодже. Тут, практически, не оставляют дополнительное вознаграждение, но если вам очень понравилось обслуживание и кухня, можете слегка округлить сумму на чеке.
Совсем другая ситуация за океаном. В США, где уровень жизни достаточно высок, а цены на услуги низки, приняты щедрые чаевые, тут их ждут, тут их любят, тут вы их “практически должны”. В Америке 10% это допустимый минимум, 15% -20% считается нормальной суммой вознаграждения, а 25%-30% не удивят, а только привычно порадуют официанта. Сумма чаевых зависит от уровня заведения: в хорошем ресторане она составит, примерно, 25%, в кафе будет достаточно 15%, 30% дается тогда, когда вы всем очень довольны.
Оставлять меньше 10% от суммы заказа считается дурным тоном, либо сделать это можно в том случае, когда вы недовольны обслуживанием и хотите выразить свое возмущение. Вот так! Не надо ругаться, просто оставьте чаевые меньше 10%, тем самым вы выразите своё “Фи!” по поводу обслуживания, и надо отметить, что официант поймет всё, что вы ему не сказали.
Помимо официантов, а с ними мы контактируем чаще всего, в США принято оставлять чаевые, барменам, парковщикам, поварам, портье, курьерам, парикмахерам, косметологам, таксистам, швейцарам, горничным, посыльным, экскурсионным гидам, водителям, грузчикам и т.д., и т.д., и т.д, но не в процентах, а фиксированной суммой: горничным по 1-2 евро/$ в день, а если вы живете в пятизвездочном отеле то до 5 евро/$. Носильщику по 1-2 евро/$ за единицу багажа, таксисту можно округлить до целой суммы.
Сидя у барной стойки, принято оставить по паре долларов за заказ либо угостить бармена напитком за свой счет. Разумеется, человек, стоящий за стойкой, вправе взять не сам напиток, а его денежный эквивалент. Если повезет, вашу щедрость оценят, и очередной коктейль вам достанется бесплатно. Меньше 1$ бармену обычно не оставляют, оставленные разменные монеты это уже считается не благодарностью, а оскорблением.
Культура чаевых в Америке развита так хорошо, что практически в любом месте кто-то будет рад тому, что вы его отблагодарили: будь то “cash” или безналичная оплата с банковской карты. В кафе и ресторанах вам принесут чек с суммой счета и свободной строкой - TIPs, куда при оплате картой вы можете вписать дополнительную сумму или %, которые вы готовы оставить за обслуживание и позволяете снять со своей карты. Совет - Будьте внимательны, если вы не заполните самостоятельно графу TIPs, то, скорее всего, официант ее заполнит сам и вам придется оплатить именно те %, которые укажет он. Если вы не хотите, чтобы чаевые списывались с вашей карты, то просто поставьте прочерк в этой графе и оставьте наличные.
Надо сразу отметить, что отношение к чаевым в США, кардинально отличается от азиатского и европейского. Тут чаевые возведены чуть ли не в ранг официального налога и «обязаловки». Если в Европе рассчитавшись только по счету и не оставив чаевых по какому-то своему усмотрению, вы можете уйти и максимум чего добьетесь - это разочарование и презрительный взгляд официанта, то в США ситуация может принять другой оборот. Вы можете выслушать в свой адрес не самые приятные слова и даже встретить напористое сопротивление при желании выйти из заведения. Подобная ситуация была с нашими туристами, когда официант итальянского ресторана в Лос-Анджелесе был недоволен суммой оставленных ему чаевых и очень темпераментно возмущался после расчета с ним, всячески стараясь задержать наших соотечественников пытающихся покинуть ресторан.
Отметим, что так бывает не всегда и не везде! Но то, что чаевые тут ждут, любят и настаивают на них, подтверждает и американский кинематограф. Вы наверняка не один раз видели сцену в кино, когда носильщик, доставивший вещи в отельный номер не покидает его, а стоит с блуждающим взглядом и упорно ждет причитающееся ему вознаграждение. Либо таксист, пересчитав деньги, кричит вслед уходящему клиенту явно не слова благодарности.
В оправдание всех, кому принято давать чаевые и кто их ждет от вас, заметим, что высокие ставки чаевых в США это не признак жадности обслуживающего персонала, а чаще всего, следствие мизерной официальной зарплаты, а иногда и полное её отсутствие. Давать демонстративно чаевые в руки официантам - не принято. Для этого есть специальные папки со счетом, коробки c надписью «TIPs» у входа в заведение, корзинки и т.д.
При расчете с барменом деньги можно оставить просто на барной стойке.
Парковщикам, портье, курьерам, швейцарам, посыльным, таксистам, экскурсионным гидам оплату можно вручить лично в руки, это их не обидит. Горничной оставить на кровати.
Совет - Что бы у вас не получились двойные чаевые в ресторане или другом заведении выдающем счет, будь то США, Европа или Азия, обязательно при оплате, а еще лучше до того как будите делать заказ, обязательно выясните включены в финальный счет TIP’s или нет.
Очень часто бывает, что плата за обслуживание сразу включена в счёт. Она указывается отдельной строчкой, и её легко найти в чеке, а соответствующая запись сделана в меню или прейскуранте. В этом случае оставлять дополнительные деньги не нужно. Более того, если обслуживание вам не понравилось, можно попросить вычесть из чека лишнее. Как мы уже говорили ранее, вознаграждение персоналу - это право, а не обязанность клиента, и навязывать его незаконно.
Однако если наличные чаевые вы можете сами дать или не дать, то фразу «10% за обслуживание» прописанную в счете вам уже придется оспаривать и не факт, что это всегда получится.
Поэтому увидев её в меню, будьте готовы к тому, что в этом ресторане чаевые из добровольных пожертвований переведены в разряд принудительных и ваше право “дать или не дать” тут будет под вопросом. Лучше сразу решите для себя воспользоваться вам услугами в этом месте, либо проследовать дальше.
Отправляясь в путешествие, все мы ждем приятных впечатлений и позитивных эмоций от отдыха. Ответив для себя заранее на вопросы, поставленные нами в начале статьи, вы сделаете свой отдых более комфортным и менее “напряжным”.
ХОРОШЕГО ВАМ ОТДЫХА!