Чаевые - сколько? когда? и как? “давать или не давать?”… - Турфирма Планета Тур

Чаевые - сколько? когда? и как? “давать или не давать?”…

Чаевые - сколько?  когда?  и  как? “давать или не давать?”…

Чаевые - сколько? когда? и как? “давать или не давать?”…

    “Родиной” чаевых считается Великобритания, где в начале 18 века устраивались приемы в садах с чаем и чтобы поторопить официантов, английские дамы и господа давали им монетку “to insure prompt service” - “ для быстрого обслуживания”. В дальнейшем эта фраза на английском языке сократилась до аббревиатуры “tip или tips”, которая используется теперь, практически, повсеместно. В русском языке этот термин закрепился как “чаевые”, прижился и был перенесён в качестве дополнительных оплат в благодарность за все виды услуг.
   С понятием «чаевые» сталкиваются практически все в своих поездках, и каждый   по-своему решает: “давать или не давать”. Если выбран первый вариант - “давать”, скорее всего, возникнут дополнительные вопросы - сколько? когда? и как? Если выбран второй, то вопрос только один - всегда ли  это правильно?…
    В большинстве стран чаевые – это вознаграждение, которое добровольно вручается посетителем обслуживающему персоналу, работникам сферы услуг и т.д. Это признак хорошего тона, знак вежливости и благодарность за качественную работу.
    Для обслуживающего персонала,   очень часто, чаевые - это не только оценка качества их работы или дополнительная прибавка к бюджету, но и значительная часть заработка. Сотрудники заведений могут официально получать совсем небольшой оклад, или не иметь его вовсе и чаевые являются своеобразной компенсацией. Получается, что работодатель сознательно занижает базовую ставку работника, зная, что тот компенсирует это за счет   полученных чаевых: мол, старайся, обслуживай клиента лучше, и будут тебе вознаграждения. Несмотря на это, если вы решили отблагодарить обслуживающего вас работника, то важно не попасть в моральную ловушку: вы не обязаны просто так давать деньги человеку за то, что он делает свою работу.   Другое дело если он сделал её ХОРОШО, почему бы и не поблагодарить. Для вас мелочь, ему приятно – всё довольны.

    Ни в одной стране нет официальных законов, которые обязывают клиента давать «на чай», а есть только рекомендации от различных ассоциаций, сообществ и прочих    профильных организаций.
Размеры же благодарности, чаще всего, определяют следующие факторы:
- традиции и менталитет жителей той или иной страны, так как изначально чаевые дают представители местного населения, пользующиеся услугами сферы обслуживания, и именно они задают планку;
- качество обслуживания - долго/быстро,   хорош/плохо, внимательно или не очень;
- статус заведения - обычное кафе, элитный ресторан и т.д.;
- мнение посетителя и его личные качества: в настроении он или нет, скупой или щедрый, в принципе, привык или нет давать чаевые;
- размер чека: утренний кофе с круассаном и газетой в кафе и праздничный ужин в дорогом ресторане предусматривают разный размер чаевых;
- количество обслуживаемых гостей: как правило, на группу от 8-10 человек и выше уже действует дополнительная наценка за обслуживание.

    В нашей стране   за стандартное обслуживание принято оставлять в кафе и ресторанах, примерно, 10% от счёта. Это не значит, что официант расстроится, если вы оставите ему 15- 20%   от суммы чека, можете так и сделать, если работа этого заслуживает, это всё на ваше усмотрение. 10% - очень удобная для подсчёта сумма: не нужно ни калькуляторов, ни листа бумаги, ни ручки. Возьмите число из чека без символов после запятой и уберите из него последнюю цифру. Если получилась «неровная цифра», то просто округлите ее в ту или иную сторону.      
    Оставляя привычные для нас 10% в любой европейской стране, вы, практически, не выйдете за рамки   приличия, принятые местным населением при расчетах с обслуживающим персоналом. Это будет «золотая середина», так как ставка чаевых в Европе колеблется от 5 до 15% , в зависимости от страны.
    Для примера, в ресторанах Соединенного Королевства приняты чаевые 10-15%, за исключением тех мест, где стоимость обслуживания указана заранее.
  Во Франции, особенно в Париже, чаевые чуть выше. Дополнительные 15% за обслуживание, как правило, будут уже включены в счет в ресторане, однако хорошим тоном считается оставить еще пару евро на тарелочке с чеком.   
    В Германии, Австрии, Италии, Испании, Португалии принято оставлять на чай 5-10% от суммы чека, в зависимости от того, насколько вам понравился сервис.
    В ресторанах Италии предусмотрена coperto — комиссия за посадочное место, а также servizio — комиссия за обслуживание. Информация об этом должна прописываться на каждой странице меню. В итоге ваш счёт будет больше на несколько евро, чаевые можно не оставлять. Если этой информации нет, то указанные выше 5-10%   будут достойным вознаграждением за обслуживание.
   В Греции приняты, привычные, 10%. В особо дорогих ресторанах можно оставить до 15%. Аналогичные правила действуют в Чехии, Словении и Хорватии.
В Нидерландах и Швейцарии приняты весьма скромные чаевые. В кафе и ресторанах здесь можно оставить не более 5% от общей суммы счета. Швейцарцы, которые умеют считать деньги, нормально отнесутся к тому, что вы вовсе не оставите чаевых в гостинице, а в ресторане лишь округлите сумму до целого значения. Также и в Голландии: вы можете вовсе не давать чаевых в кафе и ресторанах, но если вам очень понравилось обслуживание, в качестве комплимента заведению вы можете оставить до 5%.
    В странах Скандинавского полуострова: Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии чаевые в ресторанах обычно включаются в сумму счета, поэтому дополнительного вознаграждения от вас никто не ждет. Если вы прямо-таки восхищены обслуживанием и кухней, можете оставить до 3-5% от счета в кафе и до 5-10% – в ресторане. Большая сумма будет сочтена расточительностью.
Культура чаевых на Востоке заметно отличается от принятой на Западе. Особенности менталитета и большой поток туристов в некоторых странах, сказываются на размерах вознаграждения.
    Неочевидна ситуация с чаевыми в Японии. Общепринятое мнение таково: чаевых в этой стране не оставляют. Если, уходя, оставить монеты на столике кафе, велика вероятность, что официант бросится за вами, чтобы вернуть «забытое». Но в последнее время в мире многое меняется…      
    Китай – аналогичная ситуация, с той лишь разницей, что чаевые допустимы в китайских отелях и ресторанах, которые предназначены, исключительно, для иностранцев.
    В Египте и Тунисе чаевые обычно включены в счет, но все будут «За» если вы добавите сверху 5-10%. В этих странах уважают «бакшиш».
    В Таиланде чаевым от вас будут рады все, и это может быть абсолютно любая сумма, хотя явно выпрашивать их никто не станет. Похожая ситуация во Вьетнаме и Камбодже. Тут, практически, не оставляют дополнительное вознаграждение, но если вам очень понравилось обслуживание и кухня, можете слегка округлить сумму на чеке.
    Совсем другая ситуация за океаном. В США, где уровень жизни достаточно высок, а цены на услуги низки, приняты щедрые чаевые, тут их ждут, тут их любят,   тут вы их “практически должны”.   В Америке 10% это допустимый минимум, 15% -20% считается нормальной суммой вознаграждения, а 25%-30%   не удивят, а   только привычно порадуют   официанта. Сумма чаевых зависит от уровня заведения: в хорошем ресторане она составит, примерно, 25%, в кафе будет достаточно 15%, 30% дается тогда, когда вы всем очень   довольны.
Оставлять меньше 10% от суммы заказа считается дурным тоном, либо сделать это можно в том случае, когда вы недовольны обслуживанием и хотите выразить свое возмущение. Вот так!   Не надо ругаться, просто оставьте чаевые меньше 10%, тем самым вы выразите своё “Фи!” по поводу обслуживания, и надо отметить, что официант поймет всё, что вы ему не сказали.
        Помимо официантов, а с ними мы контактируем чаще всего, в США принято оставлять чаевые,   барменам, парковщикам, поварам, портье, курьерам, парикмахерам, косметологам, таксистам, швейцарам, горничным, посыльным, экскурсионным гидам,   водителям, грузчикам и т.д., и т.д., и т.д, но не в процентах, а фиксированной суммой: горничным по 1-2 евро/$ в день, а если вы живете в пятизвездочном отеле то до 5 евро/$. Носильщику по 1-2 евро/$ за единицу багажа, таксисту   можно округлить до целой суммы.
     Сидя у барной стойки, принято оставить по паре долларов за заказ либо угостить бармена напитком за свой счет. Разумеется, человек, стоящий за стойкой, вправе взять не сам напиток, а его денежный эквивалент.   Если повезет, вашу щедрость оценят, и очередной коктейль вам достанется бесплатно. Меньше 1$ бармену обычно не оставляют, оставленные разменные монеты это уже считается не благодарностью, а оскорблением.
      Культура чаевых в Америке развита так хорошо, что практически в любом месте кто-то будет рад тому, что   вы его отблагодарили: будь то “cash”   или безналичная оплата с банковской карты. В кафе и ресторанах вам принесут чек с суммой счета и свободной строкой - TIPs, куда при оплате картой вы можете вписать дополнительную сумму или %, которые вы готовы оставить за обслуживание и позволяете снять со своей карты.   Совет - Будьте внимательны, если вы не заполните   самостоятельно графу TIPs, то, скорее   всего, официант ее заполнит сам и вам придется оплатить   именно те %,   которые укажет он. Если вы не хотите, чтобы чаевые списывались   с вашей карты, то   просто поставьте прочерк в этой графе и оставьте наличные.
    Надо   сразу   отметить, что отношение к чаевым   в США, кардинально отличается от азиатского и европейского. Тут чаевые возведены чуть ли не в ранг официального налога и «обязаловки».   Если в Европе рассчитавшись только по счету и не оставив чаевых   по какому-то своему усмотрению, вы можете уйти и максимум чего добьетесь - это разочарование и презрительный взгляд официанта, то   в США ситуация может принять другой оборот. Вы можете выслушать в свой адрес не самые приятные слова и даже встретить напористое сопротивление   при желании выйти из заведения. Подобная   ситуация   была с нашими   туристами, когда   официант итальянского ресторана   в Лос-Анджелесе   был недоволен    суммой оставленных ему чаевых и очень темпераментно возмущался   после расчета с ним, всячески стараясь   задержать наших соотечественников пытающихся покинуть ресторан.
   Отметим, что так бывает не всегда и не везде! Но то, что   чаевые тут ждут, любят и настаивают на них, подтверждает и американский   кинематограф. Вы наверняка   не один раз видели сцену в кино, когда носильщик,   доставивший вещи в отельный номер не покидает его, а стоит с блуждающим взглядом и упорно ждет причитающееся ему вознаграждение. Либо таксист, пересчитав деньги, кричит вслед уходящему клиенту явно не слова благодарности.
В оправдание всех, кому принято давать чаевые и кто их ждет от вас, заметим, что    высокие ставки чаевых в США это не признак жадности обслуживающего персонала, а чаще всего, следствие мизерной официальной зарплаты, а иногда и полное её отсутствие.    Давать   демонстративно чаевые в руки официантам - не принято. Для этого есть специальные папки со счетом, коробки c надписью «TIPs» у входа в заведение, корзинки и т.д.
При расчете с барменом   деньги можно    оставить просто на барной стойке.
Парковщикам, портье, курьерам,   швейцарам, посыльным, таксистам, экскурсионным гидам    оплату можно вручить лично в руки, это их не обидит. Горничной оставить на кровати.

       Совет - Что бы у вас не получились двойные чаевые в ресторане или другом заведении выдающем счет,   будь то США, Европа или Азия, обязательно при оплате, а еще лучше до того как будите делать заказ, обязательно выясните включены в финальный счет TIPs или нет.
Очень часто бывает, что плата за обслуживание сразу включена в счёт. Она указывается отдельной строчкой, и её легко найти в чеке, а соответствующая запись сделана   в меню или прейскуранте. В этом случае оставлять дополнительные деньги не нужно. Более того, если обслуживание вам не понравилось, можно попросить вычесть из чека лишнее. Как мы уже говорили ранее, вознаграждение персоналу - это право, а не обязанность клиента, и навязывать его незаконно.       
    Однако если наличные чаевые вы можете сами дать или не дать, то фразу «10% за обслуживание»   прописанную в счете вам   уже придется оспаривать   и не факт,   что   это всегда получится.
Поэтому увидев её в меню,   будьте готовы к тому, что в этом ресторане чаевые из добровольных пожертвований переведены в разряд принудительных и ваше право “дать или не дать” тут будет под вопросом. Лучше сразу решите для себя воспользоваться вам услугами в этом месте, либо проследовать дальше.
     Отправляясь в путешествие, все мы ждем приятных впечатлений и позитивных эмоций от отдыха. Ответив для себя заранее на вопросы, поставленные нами в начале статьи, вы сделаете свой отдых   более   комфортным и менее “напряжным”.

ХОРОШЕГО ВАМ ОТДЫХА!